Механизмы социального согласования – общественно – экспертный совет

Если начинать с большого, то любое общество является продуктом общественного согласия. Ни территория, ни экономика, ни общая культура не могут быть началом общности, так как они только следствие того, что люди, когда - то договорились, как они будут жить вместе. Это начало любого общества, так же и начало конца любого общества начинается с возникновения разногласий. При чём не важно по какому поводу или по какой причине возникли разногласия, так как при множестве причин, окончание будет одним – разрушение общественного здания, авторизация, невозможность произвести общественный продукт и как следствие голод, нищета и вымирания этого общества.

Это маленькая преамбула говорит о том, что при всех возможных вариантах жизни общественного здания, множественности концепций и вариантов общественных отношений, единственным ключевым параметром любой общности людей является способность согласовываться. Это позволяет делать общественной знание устойчивым, особенно в период роста общественного здания или каких-то его изменений.

Начиная с 18 века в России начало развиваться новое мировоззрение, которое очень условно можно назвать диалектическим материализмом или марксизмом, или теорией «общественного договора» - фактически эти теории равны в одном – в понимании общества как борьбы и содружества различных классов (в борьбе и единстве противоположностей) и в понимании рождения истины – как продукта общественного дискурса. Человека новые идеологи воспринимали как высокоразвитое животное, победившее в эволюционной борьбе всех остальных животных. Такое понимание привело построению новых демократических институтов общественного согласования основанных на борьбе индивидов и различных точек зрения о предмете общественного согласия. Борьба стала основной общественной повесткой, которая стала разрушать общественные отношения и устройство российского общества.

Понимание о том, что именно борьба и яркая личная позиция является причиной общественного согласия вокруг самого яркого лидера – стало самой глубокой проблемой современного общества, так как сообщество лидеров по самому определению не может быть согласованным. Согласуются люди, имеющие социальные роли, а лидер не роль, а свойство тип поведения. Лидерское общество стирает смыслы и роли и всё сводит борьбе социальных статусов и тренировке личной позиции, которая не может быть адекватной задачам, стоящим перед сообществом.

Эффективный механизм согласования сообществ и групп внутри, сообщества с обществом должен основываться на коллективном принятии решений, как это практиковалось на Руси, но с учётом современной специфики и особенностей современного мира.

Одной из эффективных моделей реализации принципов общественного согласия стала модель, реализованная Национальным Агентством Социальных Коммуникаций под названием Общественно - экспертный совет. Надо сразу отметить, что эта модель не соответствует привычному принципу организации общественно – экспертных советов, которые созданы под таким названием в нашей стране.

Общественно – экспертный совет формируется, в рамках административной единицы или региона, в рамках которой объедения все профессиональные, социальные и иные группы региона. Каждая группа формирует в составе Общественно-экспертного совета комиссию, в которой обсуждается повестка соответствующей социальной или профессиональной группы. Каждая комиссия формирует в своём составе рабочие группы по реализуемым комиссией проектам, процессам или иным активностям.  Все комиссии объединены в координационный совет, при органе исполнительной власти, желательно при главе исполнительной власти.  Данная структура фактически стандартная для любого «открытого Правительства» или Общественной палаты. Особенности, которые позволяют достичь максимального эффекта функционирования находятся в особенностях функционирования данной структуры.

Общественно - экспертный совет работает на принципах абсолютной открытости, любой человек, которые решил участвовать в его деятельности или предложить проект, который может быть реализован в рамках соответствующей профильной комиссии, но при условии, если он готов принять правила комиссии и кодекс этики общественно – экспертного совета. Если человек нарушает правила или кодекс этики, он на определённое время лишается права участия в общественной деятельности в ОЭС.

Каждая комиссия ОЭС формируется по определённой методике через Стратегическую сессию, в течении которой люди вырабатывают миссию, правила, образ будущего и дорожную карту его достижения, соответствующей социальной и профессиональной группы.  Стратегическая сессия формирует команду соответствующей социальной и профессиональной группы, которая в дальнейшем будет пополняться из числа общественности региона.  У каждой комиссии есть руководитель и секретарь, но это не лидер команды, а её координатор. Команда работает по особой методике, которая позволяет выделить общее с одной стороны, а с другой, сгенерировать на мозговых штурмах новые идеи и проекты. Команда (комиссия) обязана каждый месяц выдавать на координационный совет 10 самых актуальных инициатив, которые на координационном совете уплотняются до 10 самых актуальных по региону. Но при этом различные социальные, профессиональные и иные группы согласуются по интересам и видению будущего, так как интересы различных групп в рамках региона в большей части диаметрально противоположны. Согласование и понимание вектора развития региона происходит каждый месяц, на ценностном плане на основании Образа будущего и на основании конкретных проектов, с технико - экономическим обоснованием. Благодаря тому, что на комиссиях ОЭС не рассматриваются личные проекты, касающиеся одного человека или семьи и тому что работа происходит в рамках определённой этики и правил, ОЭС отсеивает, так называемых «городских сумасшедших» и аффилированных каким-то интересам НКО и инициативных групп, которые по обыкновению пытаются перехватить общественную повестку.

В отличии от традиционных организаций выполняющих подобны функции, в ОЭС комиссии кооперируются между собой, как по личной инициативе, так и в рамках выработанного обязательного регламента.

Общественно – экспертный совет становиться настоявшей живой структурой социального согласования интересов различных социальных профессиональных групп, увязывания этих интересов в исполнительная и законодательная власть.  Каждой комиссии выделяется соответствующий профильный руководитель в правительстве и законодательном собрании, для оперативной координации текущих вопросов.  Эксперты, работающие в ОЭС формируют реальную независимую экспертную площадку, заинтересованной в развитии региона. Каждый месяц, в площадке комиссий ОЭС проводятся смотры проектов при участии представителей институтов развития и др.  заинтересованных лиц.

Первый ОЭС был создан в г. Севастополе в 2014 году в момент перехода Крыма в российскую юрисдикцию и реализовал не мало очень важных задач.

ОЭС является мощным работающим социальным институтом развития региона или просто административной единицы, обеспечивающим социальное согласие и социальный оптимизм даже на первых этапах его развития.

Заместитель генерального директора 
АНО "Национальное агентство социальных коммуникаций" Нижельский О.А.