О стратегической сессии

суббота, марта 23, 2019

«Источники, механизмы, инструменты и технологии финансирования проектов направления «Превентивная медицина» дорожной карты «ХЭЛСНЕТ» Национальной технологической инициативы»

20 марта 2019 года

Перед самым началом сессии стало ясно, в том числе ее инициаторам, что на групповую работу в однодневном насыщенном событиями формате времени очень мало и критичной может оказаться ситуация, когда группа будет терять его, использовать непродуктивно. В этой связи координаторы на этапе подготовки обменялись личными практиками нейтрализации деструктивных коммуникационных ситуаций. И на сессии это пригодилось.

Данная стратегическая сессия показала, что проведение ее в однодневном формате возможно, но при этом возникают некоторые потери, «коэффициент полезного действия» события оказывается пониженным относительно возможного. По мнению многих участников, отсутствие времени на полноценный обед и отдых привело к физиологически-психологической усталости во второй половине дня, снижению включенности в работу.
Отсутствие тренировочных докладов групп в пленарном формате исключило возможность доработать свои материалы с учетом результатов работы коллег, других групп – как по содержанию, так и по форме подачи.
В середине дня, ориентируясь на реальный ход групповой работы, координаторы,  согласовавшись, пришли к решению не фиксировать письменно личные миссии и объявленные действия участников групп. Пошли при этом паллиативным путем, возможным и рациональным в такой ситуации: после формирования групповой миссии участникам групп было предложено определить для себя свою миссию в рамках групповой и что человек готов и планирует конкретно сделать в ближайшее время для ее реализации. Но записывать, печатать это не стали.
Это было вынужденное, но, наверное, не самое лучшее решение. Из четырех работавших групп две были до сессии погружены в тему и, быть может, смогли бы личные миссии и объявленные действия достаточно быстро зафиксировать. В будущем такую возможность стоит иметь в виду.


В этой же связи. Спецификой данной сессии было участие в ней групп, очень заметно различающихся по степени включенности в свои темы. Две группы, фондовые технологии и потребкооперация, изначально в определенной степени консолидированные по компетенциям и ожиданиям, имеющие мощных лидеров. А две другие, инновационное и государственное финансирование, напротив, были спонтанно в значительной мере возникшими и имели серьезные проблемы с лидерами. По инновационному финансированию заявленный лидер (и обещанный им ассистент) на сессии не появились. Но прогнозируя такую опасность, к участию в сессии был привлечен новый лидер, который подтвердил свою компетентность по теме, как в содержательном, так и в организационно-лидерском аспектах. В группе государственное финансирование участвовавший в подготовке лидер посреди сессии покинул свою группу, хотя при этом и высказался о неожиданно для него возникшей заинтересованности в технологии ее проведения. В этой группе к завершению работы проявился проактивный лидер, но пока вызывающий сомнение с точки зрения своей готовности к групповой работе.
На будущее, очевидно, стоит подумать над особенностями работы с заранее консолидированными и совсем «сырыми» группами в рамках общей сессии. И с их лидерами.

Сразу после завершения сессии возникла задача обеспечения онлайн коммуникации внутри групп и между группами. Многие участники групп сильно разобщены пространственно, являются представителями разных регионов.  Для этого пошли путем создания групповых WA-чатов. И задумались над рациональными способами интеграции этих групп, их чатов. Представляется необходимым обеспечивать присутствие групп в мессенджерах в обязательном порядке. Особенно при проведении однодневной сессии, когда у участников нет достаточного времени для установления первичного взаимодействия в живом общении.

Как обычно, многие участники групп появились на сессии, не понимая где они, ради чего окажутся. Думается, что акцентирование в анонсах события возможности каждому высказаться, быть услышанным, включиться в процесс изменения актуальных для себя общественных норм может привлечь аудиторию, которая в меньшей степени будет покидать мероприятие и не будет рассчитывать на возможность себя презентовать в формате доклада и рекламы.
Причем это замечание, относится, конечно, не ко всем. Большая часть участников или понимает хотя бы примерно ради чего она пришла, или втягивается по ходу дела.

О пространстве, геометрии размещения. На данной сессии эти факторы оказались довольно ярко проявленными. Одна группа находилась в большом просторном зале, еще две в стесненных условиях за столами, еще одна в достаточно оптимальном для группы помещении. Это влияло на особенности групповой работы. Большой зал и довольно большая по численности группа (16-13 человек) несколько снижали органичную сплоченность группы, ее коммуникационную связанность (не очень хорошо слышно и т.п.). В малых помещения такая органичная связь была, но отчасти с перебором (гул, акустика), не говоря о проблемах с вентиляцией, что, очевидно, могло влиять на работоспособность группы.

По результатам работы сессии координаторами была отмечена не очень высокая включенность и энергетика Большого жюри. В качестве одной из возможных причин была обозначена связанная с пространством. Большое жюри сидело спиной к залу, всем участникам, кроме выступающих. Оно не чувствовало себя оцениваемой стороной события (как это было очень ярко проявлено в Ульяновске, например).

В целом сессия прошла штатно. Но перечисленные выше ее особенности нуждаются в дальнейшем осмыслении и учете при проектировании последующих аналогичных событий.

 

Молодцов Олег Владимирович

сертифицированный координатор НАСК